ПОЛОЖЕНИЕ
об информационно-методическом
проекте «Время ярких идей»
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Информационно-методический проект «Время ярких идей» (далее – информационно-методический проект) реализуется в соответствии с Планом мероприятий республиканской акции «Лето – детям».
1.2. Настоящее положение определяет цель и задачи информационно-методического проекта, порядок его проведения, категории участников.
1.3. Организаторами информационно-методического проекта являются учреждение образования «Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок» (далее – НДЦ «Зубренок») и областные (городские) учреждения дополнительного образования взрослых (институты развития образования).
- ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ
Создание условий для выявления, обобщения, систематизации и распространения передового педагогического опыта деятельности педагогов воспитательно-оздоровительных учреждений образования, поддержка инновационных подходов в организации работы с временным детским коллективом.
- ЗАДАЧИ
Реализация информационно-методического проекта направлена на решение следующих задач:
выявление талантливых, творчески работающих педагогов, обобщение и распространение их педагогического опыта, инновационных подходов в организации работы с воспитанниками;
совершенствование педагогических компетенций специалистов системы отдыха и оздоровления в вопросах организации воспитательной работы в условиях временного детского коллектива;
повышение творческой активности педагогических работников оздоровительных лагерей;
популяризация педагогических профессий воспитательно-оздоровительных учреждений образования.
- УЧАСТНИКИ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
4.1. Участниками информационно-методического проекта являются педагоги воспитательно-оздоровительных учреждений образования всех видов, форм собственности и ведомственной принадлежности.
4.2. Сроки реализации информационно-методического проекта – май-октябрь 2025 года.
4.3. Информационно-методический проект реализуется на региональном и республиканском уровне.
- СОДЕРЖАНИЕ и ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
5.1. Основным содержанием информационно-методического проекта является изучение и обобщение передового опыта педагогов воспитательно-оздоровительных учреждений образования.
5.2. Порядок реализации информационно-методического проекта на региональном уровне, определение педагогов воспитательно-оздоровительных учреждений образования, опыт которых планируется для изучения и обобщения, обеспечивают региональные отборочные комиссии, создаваемые в областных (городских) учреждениях дополнительного образования взрослых.
5.3. Информационно-методический проект реализуется на протяжении 5 этапов:
1 этап (апрель-май) – выявление опыта. На данном этапе региональные отборочные комиссии определяют кандидатуры педагогических работников воспитательно-оздоровительных учреждений образования, опыт которых планируется для изучения и обобщения, определяются объект и тема опыта, обосновывается его актуальность и перспективность, значение для развития системы отдыха и оздоровления, выбираются методы изучения и обобщения опыта, определяются критерии его оценки.
Примерный перечень объектов изучения педагогического опыта прилагается (Приложение 1).
2 этап (июнь-июль) – изучение содержания, качества и результатов профессиональной деятельности педагога в рамках темы опыта. На данном этапе проводится изучение педагогического опыта на основе выбранных методов изучения опыта и определенных критериев. Промежуточные результаты работы по изучению и обобщению опыта представляются на онлайн-презентации лучших практик деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования «Карта открытий лета» в период с 07 по 11 июля 2025 года.
До 31 июля 2025 года в НДЦ «Зубренок» на электронную почту metod_ol@zubronok.by направляется информационная карта по изучаемому и обобщаемому опыту (Приложение 2).
3 этап (август) – обобщение опыта. На данном этапе проводится первичная обработка материалов, их анализ и обобщение, осуществляется выделение ведущей педагогической идеи опыта, дается характеристика условий развития опыта, анализ результативности проводимой работы. Обеспечивается подготовка различного рода информационно-методических материалов.
4 этап (сентябрь) – описание опыта. На данном этапе проводится описание представленного опыта (Примерная структура описания педагогического опыта – Приложение 3). Материалы обобщения и описания опыта в формате PDF и формате Word (для подготовки сборника материалов) направляются в адрес НДЦ «Зубренок» с официальным сопроводительным письмом до 30 сентября 2025 года на электронную почту metod_ol@zubronok.by.
5 этап (октябрь) – представление опыта. Данный этап реализуется при проведении республиканского семинара-совещания по подведению итогов летней оздоровительной кампании в рамках презентации регионального опыта.
5.4. По итогам реализации информационно-методического проекта планируется издание сборника с материалами обобщенного опыта.
5.5. Реализация информационно-методического проекта освещается на Едином информационно-методическом ресурсе воспитательно-оздоровительных учреждений образования «TRI-O.BY» (Образование. Оздоровление. Отдых) (https://tri-o-zubronok.by/), сайтах органов управления образования и воспитательно-оздоровительных учреждений образования.
- 6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
6.1. Участники информационно-методического проекта будут отмечены сертификатами НДЦ «Зубренок».
6.2. Авторы лучших материалов будут награждены дипломами Министерства образования Республики Беларусь.
- ФИНАНСИРОВАНИЕ
Финансирование реализации информационно-методического проекта производится за счет средств от приносящей доход деятельности ее участников и других источников, не противоречащих законодательству.
Приложение 1
Примерный перечень объектов передового педагогического опыта педагога воспитательно-оздоровительного учреждения образования
(может быть дополнен на усмотрение региональных отборочных комиссий)
- Эффективная деятельность педагога по обеспечению качества воспитательного и оздоровительного процессов.
- Внедрение инновационных подходов в организацию работы в воспитательно-оздоровительном учреждении образования.
- Комплексный подход к реализации программы смены.
- Методическое сопровождение воспитательного процесса.
- Эффективные формы, приемы и методы организации воспитательной работы.
- Исследовательская и проектная деятельность педагога и воспитанников.
- Взаимодействие педагога с семьей и социумом.
- Эффективная система организации оздоровительной работы и др.
Приложение 2
Информационная карта обобщаемого опыта
(объем – не более 2 страниц)
Ф.И.О. педагога | |
Категория педагогических работников, к которой относится педагог, место работы | |
Объект опыта | |
Тема опыта | |
Актуальность опыта | |
Цели и задачи опыта | |
Условия, при которых создавался опыт (личностные и профессиональные качества педагога, возрастные и личностные особенности воспитанников, длительность функционирования опыта) | |
Описание сути опыта, ведущая идея опыта | |
Результативность и эффективность опыта | |
Доступность, возможности (условия) применения предложенного опыта в массовой практике | |
Сведения о должностном лице (подразделении учреждения),
обобщившем опыт; форма обобщения |
|
Возможные даты для выезда организаторов проекта в воспитательно-оздоровительные учреждения образования для изучения опыта | |
Перечень возможных материалов приложения к описанию
опыта работы |
Приложение 3
Примерная структура описания педагогического опыта
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
1.1. Тема опыта
Средства, приемы, методы и т. п. в образовательно-оздоровительной деятельности.
1.2. Актуальность опыта
Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся при реализации избранного направления в массовой практике.
1.3. Цели опыта
Развитие способностей, качеств, формирование основных групп компетенций воспитанников определенными педагогическими средствами.
1.4. Задачи опыта
Отражение последовательности действий по достижению цели.
1.5. Длительность работы над опытом
Продолжительность работы.
- ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА
2.1. Ведущая идея опыта
Выделение наиболее главного, существенного в деятельности педагога, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.
2.2. Описание сути опыта
2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта.
2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относится данный опыт (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация деятельности воспитанников; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).
2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.
2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности воспитанников, поэтапные действия педагогического работника.
2.2.5. Конкретизация представленного материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.
2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.
2.3. Результативность и эффективность опыта
2.3.1. Определение критериев и показателей оценки успешности данного опыта, представление результатов.
2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1. Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
3.2. Перспектива совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.
3.3. Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
3.4. Собственные статьи, презентация данного педагогического опыта.
3.5. Список использованных источников.
Приложения (при необходимости)
Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты (фрагменты) занятий, мероприятий и др.
Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.
Приложение 3. Примеры материалов, анкет, опросников и т. д.