Республиканский проект “Родительский университет”

Семья-это громкое слово!
Семья-это звонкое слово!
Семья-это слово важное,
Об этом вам скажет каждый.
Семья-это солнце светит,
Семья-это звезды на небе,
Семья-это все любовь.
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим Вам!..

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта “Родительский университет”»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАТАЛОГ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (на сайте https://roduniversitet.bspu.by)

Заповеди родительства

Заповеди родительства

  • Верьте в своего ребёнка и доверяйте ему.
  • Позволяйте ребёнку играть с любым материалом (за исключением опасного для здоровья).
  • Не ругайте ребёнка за ошибки.
  • В занятиях ребёнка находите достойное похвалы.
  • Учите ребёнка свободно общаться со взрослыми любого возраста и детьми.
  • Помогайте ребёнку стать личностью.
  • Не существует тем, которые полностью исключены для обсуждения с ребёнком.
  • Давайте ребёнку возможность по-настоящему принимать решения.
  • Будьте объективными в оценках своих чувств к ребёнку.
  • Обязательно выделите время для игр, занятий, общения с ребёнком.
  • Позволяйте ребёнку самостоятельно выполнять основную часть работы, за которую он взялся, даже когда вы не уверены в положительном результате.

ПОЛОЖЕНИЕ о родительском университете

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.

2. Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является:

создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

пропагандировать позитивный образ семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

формировать ценностно-смысловые основы родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.3. Основные направления деятельности родительского университета:

– организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

– правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

– психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

– гражданское: о путях развития образования, школы.

– консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

– научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

– расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

– организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

– построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

– трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

– взаимодействие с другими родительскими университетами.

2.4. Три ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

3. Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

создается на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 г. Кобрина»;

создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;

координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

занятия проводятся один раз в четверть;

родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;

классный руководитель, педагог социальный либо педагог-психолог назначается ответственным за размещение тематической информации в рамках родительского университета на официальном интернет – сайте школы в подразделе «Родительский университет»;

3.2. Координатор родительского университета:

– несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

– координирует деятельность родительского университета;

– осуществляет взаимодействие с классными руководителями, педагогом социальным, педагогом-психологом;

– подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

– ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

– в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.7. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

4. Структура родительского университета.

4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.

4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

5. Документация

– приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;

– Положение о родительском университете;

– план работы на учебный год (полугодие);

– методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

План родительского университета для законных представителей учащихся на 2024/2025 учебный год

План родительского университета

«Мой ребенок – младший школьник»

для родителей (законных представителей) учащихся I-IV классов

на 2025/2026 учебный год

Название раздела, темы занятий  Сроки проведе-

ния

Форма проведения Ответственные исполнители
1 1-е классы
1.1 Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

20.10-25.10.2025 лекция/

практикум

Классные руководители Ксензова К.В.

Ковалевич И.А.

Малащенко И.В.

1.2 Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника 08.12-13.12.2025 беседа/

практикум

Классные руководители Ксензова К.В.

Ковалевич И.А.

Малащенко И.В.

1.3 Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

09.03-14.03.2026 круглый

стол/

дискуссия/

форум

Классные руководители Ксензова К.В.

Ковалевич И.А.

Малащенко И.В.

1.4 Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

18.05-23.05.2026 семинар-

практикум/

психологи

ческий

тренинг

Педагог-психолог Лапчук Н.В.
2 2-е классы
2.1 Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

20.10-25.10.2025 беседа/

семинар-

практикум/

вебинар

Классные руководители

Мачехина С.А.

Осинская Г.Ф.

Сердюкова Л.Д.

2.2  Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

08.12-13.12.2025 круглый стол/

семинар-

практикум

Классные руководители

Мачехина С.А.

Осинская Г.Ф.

Сердюкова Л.Д.

2.3 Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

09.03-14.03.2026 лекция/

семинар-

практикум

/психологи

ческий

тренинг

Педагог-психолог Лапчук Н.В.
2.4 Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

18.05-23.05.2026 круглый

стол/

форум/

дискуссия

Классные руководители

Мачехина С.А.

Осинская Г.Ф.

Сердюкова Л.Д.

3 3-е классы
3.1 Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

20.10-25.10.2025 беседа/

семинар-

практикум

Классные руководители

Каминская Е.Л.

Скрипка И.В. Асадчая М.Н.

3.2 Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

08.12-13.12.2025 лекция/

семинар-

практикум/ мастер-

класс

Педагог-психолог Лапчук Н.В.
3.3 Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

09.03-14.03.2026 беседа/

дискуссия/

практикум

Классные руководители

Каминская Е.Л.

Скрипка И.В. Асадчая М.Н. Медицинская сестра Вольская И.Н.

3.4 Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

18.05-23.05.2026 семинар-

практикум

/психологи

ческий

тренинг

Педагог-психолог Лапчук Н.В.
4 4-е классы
4.1 Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

20.10-25.10.2025 лекция/

вебинар

Педагог-психолог Лапчку Н.В.
4.2 Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

08.12-13.12.2025 круглый

стол/

дискуссия/

форум/

семинар-

практикум

Классные руководители

Макаренко А.А.

Чистова О.В.

Тарасенко А.В.

4.3 Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

09.03-14.03.2026 конферен-

ция/

круглый

стол/

дискуссия/

форум/

семинар-

практикум

Классные руководители

Макаренко А.А.

Чистова О.В.

Тарасенко А.В.

Педагог-психолог Лапчук Н.В.

4.4 Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире 18.05-23.05.2026 круглый

стол/

дискуссия/

форум

 

Классные руководители

Макаренко А.А.

Чистова О.В.

Тарасенко А.В.

 

Тематика консультаций

для родителей (законных представителей) учащихся I-IV классов

на 2025/2026 учебный год

Класс Темы консультаций для законных представителей учащихся Дата Ответственные
1 Психологические особенности младших школьников 06.09.2025 Педагог-психолог

Лапчук Н.В.

Леворукий ребенок в школе 13.09.2025 Классные руководители

Ксензова К.В.

Ковалевич И.А.

Малащенко И.В.

Развитие памяти и внимания младших школьников 04.10.2025 Педагог-психолог

Лапчук Н.В.

Мотивы учения младших школьников 08.11.2025 Классные руководители

Ксензова К.В.

Ковалевич И.А.

Малащенко И.В.

Отношения в семье как основа

взаимопонимания

07.02.2026 Классные руководители

Ксензова К.В.

Ковалевич И.А.

Малащенко И.В.

Поощрение и наказание детей в семье 04.04.2026 Классные руководители

Ксензова К.В.

Ковалевич И.А.

Малащенко И.В.

2 Воспитание вежливости

 

13.09.2025 Классные руководители

Мачехина С.А.

Осинская Г.Ф.

Сердюкова Л.Д.

Профилактика жестокого обращения с детьми. Как на самом деле любить своих детей?

 

11.10.2025 Педагог- психолог

Лапчук Н.В.

Микроклимат в семье и воспитание ребенка

 

13.12.2025 Классные руководители

Мачехина С.А.

Осинская Г.Ф.

Сердюкова Л.Д.

Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

 

10.01.2025 Педагог-психолог

Лапчук Н.В.

Роль отца в воспитании ребенка

 

14.02.2026 Классные руководители

Мачехина С.А.

Осинская Г.Ф.

Сердюкова Л.Д.

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка

 

14.03.2026 Классные руководители

Мачехина С.А.

Осинская Г.Ф.

Сердюкова Л.Д.

Семейные традиции ценности в воспитании детей

 

11.04.2026 Классные руководители

Мачехина С.А.

Осинская Г.Ф.

Сердюкова Л.Д.

Учение с увлечением 16.05.2026 Классные руководители

Мачехина С.А.

Осинская Г.Ф.

Сердюкова Л.Д.

3 Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

 

20.09.2025 Педагог-психолог

Лапчук Н.В.

Как выявить и развить способности детей?

 

18.10.2025 Педагог-психолог

Лапчук Н.В.

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста 15.11.2025 Классные руководители

Каминская Е.Л.

Скрипка И.В. Асадчая М.Н.

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей 20.12.2025 Классные руководители

Каминская Е.Л.

Скрипка И.В. Асадчая М.Н.

Как помочь ребенку стать внимательнее? 17.01.2026 Педагог-психолог

Лапчук М.Н.

Как привить ребенку любовь к чтению? 21.02.2026 Классные руководители

Каминская Е.Л.

Скрипка И.В. Асадчая М.Н.

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? 18.04.2026 Педагог-психолог

Лапчук Н.В.

4 Агрессивное поведение: как помочь ребенку? 27.09.2025 Педагог-психолог

Лапчук Н.В.

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

 

25.10.2025 Классные руководители

Макаренко А.А.

Чистова О.В.

Тарасенко А.В.

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем 22.11.2025 Классные руководители

Макаренко А.А.

Чистова О.В.

Тарасенко А.В.

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребѐнка 24.01.2026 Педагог-психолог

Лапчук Н.В.

Интеллектуальное развитие ребенка 28.02.2026 Классные руководители

Макаренко А.А.

Чистова О.В.

Тарасенко А.В.

Значение памяти и внимания в

интеллектуальном развитии детей

25.04.2026 Педагог-психолог

Лапчук Н.В.

Организация свободного времени детей в период летних каникул 23.05.2026 Классные руководители Макаренко А.А.

Чистова О.В.

Тарасенко А.В.

План родительского университета

«Мой ребенок – подросток»

для родителей (законных представителей) учащихся V-IX классов

на 2025/2026 учебный год

Название раздела, темы занятий  Сроки проведе-

ния

Форма проведения Ответственные исполнители
1 5-е классы
1.1 Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

20.10-25.10.2025 семинар-

практикум/ вебинар

Классные руководители

Шариков Ю.В.

Жевлакова Т.М.

Анисимова Е.А.

Педагог-психолог Лапчук Н.В.

1.2 Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

08.12-13.12.2025 круглый

стол/

беседа/

семинар-

практикум

Классные руководители

Шариков Ю.В.

Жевлакова Т.М.

Анисимова Е.А.

Педагог-психолог Лапчук Н.В.

1.3 Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

09.03-14.03.2026 беседа/

лекция

Классные руководители Шариков Ю.В.

Жевлакова Т.М.

Анисимова Е.А.

Педагог-психолог Лапчук Н.В.

1.4 Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

18.05-23.05.2026 круглый

стол/

дискуссия/

форум/

вебинар

Классные руководители

Шариков Ю.В.

Жевлакова Т.М.

Анисимова Е.А.

2 6-е классы
2.1 Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

20.10-25.10.2025 лекция/

беседа/

вебинар

Классные руководители

Коваленко Е.В.

Журба Е.М. Потапенко Р.А.

Педагог-психолог Лапчук Н.В.

2.2 Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

08.12-13.12.2025 семинар-

практикум/ вебинар/

психологи

ческий

тренинг

Классные руководители

Коваленко Е.В.

Журба Е.М. Потапенко Р.А.

Педагог-психолог Лапчук Н.В.

2.3 Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

09.03-14.03.2026 круглый

стол/

дискуссия/

форум/

семинар-практикум/ мастер-класс

Классные руководители

Коваленко Е.В.

Журба Е.М. Потапенко Р.А.

Педагог-психолог Лапчук Н.В.

2.4 Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

18.05-23.05.2026 конферен-

ция/

семинар-

практикум

/ вебинар

Классные

руководители

Коваленко Е.В.

Журба Е.М. Потапенко Р.А.

 

 

 

3 7-е классы
3.1 Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

20.10-25.10.2025 лекция/

беседа/

вебинар

Классные руководители Леванчукова В.А.

Акунец Н.Ю.

Коханик О.Н.

Педагог-психолог Лапчук Н.В.

3.2 Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

08.12-13.12.2025 круглый

стол/

беседа/

вебинар

Классные руководители

Леванчукова В.А.

Акунец Н.Ю.

Коханик О.Н.

Инспектор ИДН ОВД Центрального района г.Гомеля

Куст В.А.

3.3 Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

09.03-14.03.2026 конферен-

ция/

дискуссия/

форум/

семинар-

практикум

/психологи

ческий

тренинг

Педагог-психолог Лапчук Н.В.
3.4 Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

18.05-23.05.2026 беседа/

семинар-

практикум

/психологи

ческий

тренинг

Классные руководители

Леванчукова В.А.

Акунец Н.Ю.

Коханик О.Н.

Педагог-психолог Лапчук Н.В.

4 8-е классы
4.1 Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

20.10-25.10.2025 лекция/

беседа

Классные руководители

Баранова С.Н.

Мишина Е.А.

Барынин М.И.

Педагог-психолог Лапчук Н.В.

4.2 Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

08.12-13.12.2025 конферен-

ция/

форум/

семинар-

практикум

/психологи

ческий

тренинг

Классные руководители Баранова С.Н.

Мишина Е.А.

Барынин М.И.

Педагог-психолог Лапчук Н.В.

Инспектор ИДН ОВД Центрального района г.Гомеля Куст В.А.

4.3 Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

09.03-14.03.2026 беседа/

семинар-

практикум

Педагог-психолог Лапчук Н.В.

 

4.4 Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

18.05-23.05.2026 круглый

стол/

конферен-

ция/

семинар-

практикум

Классные руководители

Баранова С.Н.

Мишина Е.А.

Барынин М.И.

Педагог-психолог Лапчук Н.В.

 

5 9-е классы
5.1 Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

20.10-25.10.2025 лекция/

конферен-

ция

Классные руководители

Дедкова О.А.

Процкая А.О.

Ольховая О.В.

Педагог-психолог Лапчук Н.В.

 

5.2 Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

08.12-13.12.2025 беседа/

семинар-

практикум

/ вебинар

Педагог-психолог Лапчук Н.В.

 

5.3 Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

09.03-14.03.2026 лекция/

беседа/

семинар-

практикум

Классные руководители

Дедкова О.А.

Процкая А.О.

Ольховая О.В.

Педагог-психолог Лапчук Н.В.

 

5.4 Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

11.05-16.05.2026 конферен-

ция/

форум/

семинар-

практикум

Классные руководители

Дедкова О.А.

Процкая А.О.

Ольховая О.В.

Педагог-психолог Лапчук Н.В.

 

Тематика консультаций

для родителей (законных представителей) учащихся V-IX классов

на 2025/2026 учебный год

Класс Темы консультаций для законных представителей учащихся Дата Ответственные
5 Мой ребенок становится подростком 06.09.2025 Классные руководители

Шариков Ю.В.

Жевлакова Т.М.

Анисимова Е.А.

Психологические особенности младших подростков 18.10.2025 Педагог-психолог  Лапчук Н.В.
Ребенок в коллективе сверстников 06.12.2025 Классные руководители

Шариков Ю.В.

Жевлакова Т.М.

Анисимова Е.А.

Межличностное общение подростков 07.02.2026 Педагог-психолог  Лапчук Н.В.
Отношения в семье 28.02.2026 Педагог-психолог  Лапчук Н.В.
Компьютерные игры: польза или вред? 21.03.2026 Классные руководители

Шариков Ю.В.

Жевлакова Т.М.

Анисимова Е.А.

Вопросы дисциплины 16.05.2026 Классные руководители

Шариков Ю.В.

Жевлакова Т.М.

Анисимова Е.А.

Ответственность родителей за воспитание детей 30.05.2026 Педагог-психолог Лапчук Н.В.
6 Роль отца и матери в воспитании ребенка 06.09.2025 Педагог-психолог  Лапчук Н.В.
Как научить учиться с удовольствием? 13.09.2025 Классные руководители

Коваленко Е.С. Журба Е.М.

Потапенко Р.А.

Школьные конфликты 25.10.2025 Классные руководители

Коваленко Е.С. Журба Е.М.

Потапенко Р.А.

Трудности переходного возраста 13.12.2025 Педагог-психолог  Лапчук Н.В.
Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? 14.02.2026 Классные руководители

Коваленко Е.С. Журба Е.М.

Потапенко Р.А.

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? 04.04.2026 Педагог-психолог   Коваленко Е.С. Журба Е.М.

Потапенко Р.А.

Трудовое воспитание в семье 23.05.2026 Классные руководители

Коваленко Е.С. Журба Е.М.

Потапенко Р.А.

7 Ваш любимый неидеальный ребенок

 

20.09.2025 Классные руководители

Леванчукова В.А.

Акунец Н.Ю.

Коханик О.Н.

Подростковый возраст: проблемы полового созревания 01.11.2025 Педагог-психолог  Лапчук Н.В.
Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов 06.12.2025 Педагог-психолог  Лапчук Н.В.
Любовь и дружба в подростковом возрасте 20.12.2025 Классные руководители

Леванчукова В.А.

Акунец Н.Ю.

Коханик О.Н.

Как помочь ребенку стать взрослым? 21.02.2025 Классные руководители

Леванчукова В.А.

Акунец Н.Ю.

Коханик О.Н.

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение 14.03.2026 Классные руководители   Леванчукова В.А.

Акунец Н.Ю.

Коханик О.Н.

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье 11.04.2026 Классные руководители

Леванчукова В.А.

Акунец Н.Ю.

Коханик О.Н.

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми 25.04.2026 Педагог-психолог  Лапчук Н.В.
Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? 30.05.2026 Педагог-психолог  Лапчук Н.В.
8 Как научиться понимать и принимать подростка? 13.09.2025 Педагог-психолог  Лапчук Н.В.
О родительском авторитете 27.09.2025 Классные руководители

Баранова С.Н.

Мишина Е.А.

Барынин М.И.

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? 18.10.2025 Педагог-психолог  Лапчук Н.В.
Подросток в социальных сетях: что делать? 15.11.2025 Классные руководители

Баранова С.Н.

Мишина Е.А.

Барынин М.И.

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? 10.01.2026 Классные руководители

Баранова С.Н.

Мишина Е.А.

Барынин М.И.

Домашняя работа: удовольствие или наказание? 28.02.2026 Классные руководители

Баранова С.Н.

Мишина Е.А.

Барынин М.И.

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания 21.03.2026 Педагог-психолог  Лапчук Н.В.
Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? 18.04.2026 Классные руководители

Баранова С.Н.

Мишина Е.А.

Барынин М.И.

Медицинская сестра

Вольская И.Н.

9 Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки 04.10.2025 Классные руководители

Дедкова О.А. Процкая А.О.

Ольховая О.В.

Самооценка поведения 25.10.2025 Педагог-психолог  Лапчук Н.В.
Как помочь подростку в выборе профессии? 08.11.2025 Педагог-психолог  Лапчук Н.В.
Как научить детей распоряжаться деньгами? 22.11.2025 Классные руководители

Дедкова О.А. Процкая А.О.

Ольховая О.В.

Свободное время и его значение в формировании личности подростка 17.01.2026 Классные руководители

Дедкова О.А. Процкая А.О.

Ольховая О.В.

Интернет-зависимость: пути преодоления 14.02.2026 Педагог-психолог Лапчук Н.В.
Организация свободного времени детей в период летних каникул 07.03.2026 Классные руководители

Дедкова О.А. Процкая А.О.

Ольховая О.В.

Ответственное родительство – залог благополучия семьи 25.04.2026 Классные руководители

Дедкова О.А. Процкая А.О.

Ольховая О.В.

План родительского университета

«Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей (законных представителей) учащихся X-XI классов

на 2025/2026 учебный год

Название раздела, темы занятий Сроки проведе-

ния

Форма проведения Ответственные исполнители
1 10-е классы
1.1 Здоровье – это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

20.10-25.10.2025 лекция/

беседа/

семинар-

практикум

Классный руководитель

Головешкина О.Г.

Медицинская сестра

Вольская И.Н.

1.2 Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

08.12-13.12.2025 круглый

стол/

дискуссия/

форум/

мастер-

класс

Классный руководитель

Головешкина О.Г.

Педагог-психолог

Лапчук Н.В.

 

1.3 Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

09.03-14.03.2026 беседа/

круглый

стол

Классный руководитель

Головешкина О.Г.

Педагог-психолог

Лапчук Н.В.

 

1.4 Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

11.05-16.05.2026 круглый

стол/

дискуссия/

психологи

ческий

тренинг

Классный руководитель

Головешкина О.Г.

Педагог-психолог

Лапчук Н.В.

 

2 11-е классы
2.1 Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

20.10-15.10.2025 семинар-

практикум/ форум

Классные руководители Судас Е.С. Стельмашок В.А.

Педагог-психолог

Лапчук Н.В.

 

2.2 Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

08.12-13.12.2025 конферен-

ция/

беседа/

практикум

Классные руководители Судас Е.С. Стельмашок В.А.

Педагог-психолог

Лапчук Н.В. Медицинская сестра

Вольская И.Н.

 

2.3 Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

09.03-14.03.2026 круглый

стол/

дискуссия/

форум

Классные руководители Судас Е.С. Стельмашок В.А.

Педагог-психолог

Лапчук Н.В.

 

2.4 Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

11.05-16.05.2026 семинар-

практикум/ мастер-

класс/

психологи

ческий

тренинг

Классные руководители Судас Е.С. Стельмашок В.А.

Педагог-психолог

Лапчук Н.В.

 

Тематика консультаций

для родителей (законных представителей) учащихся X-XI классов

на 2025/2026 учебный год

Класс Темы консультаций для законных представителей учащихся Дата Ответственные
10 Психофизиологические особенности десятиклассников 20.09.2025 Педагог-психолог  Лапчук Н.В.
Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания 11.10.2025 Классный руководитель

Головешкина О.Г.

Личное ли это дело – личное счастье? 29.11.2025 Классный руководитель

Головешкина О.Г.

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников 31.01.2026 Классный руководитель

Головешкина О.Г.

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников 21.02.2026 Классный руководитель

Головешкина О.Г.

Кем быть и каким быть? 14.03.2026 Классный руководитель

Головешкина О.Г.

Организация досуга старшеклассников 28.03.2026 Классный руководитель

Головешкина О.Г.

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника 18.04.2026 Педагог-психолог  Лапчук Н.В. Медицинская сестра         Вольская И.Н.
Режим учебного и физического труда, личная гигиена 02.05.2026 Классный руководитель

Головешкина О.Г. Медицинская сестра         Вольская И.Н.

11 Трудности личностного роста и их влияние на обучение 27.09.2025 Педагог-психолог  Лапчук Н.В.
Научная организация учебного труда старшеклассников 11.10.2025 Классные руководители  Судас Е.С. Стельмашок В.А.
Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников 29.11.2025 Классные руководители  Судас Е.С. Стельмашок В.А.
Закон и ответственность несовершеннолетних 31.01.2026 Классные руководители  Судас Е.С. Стельмашок В.А.
Формирование здорового образа жизни 21.02.2026 Классные руководители  Судас Е.С. Стельмашок В.А.

Медицинская сестра         Вольская И.Н.

Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе 14.03.2026 Классные руководители  Судас Е.С. Стельмашок В.А.
Самореализация личности 02.05.2026

Педагог-психолог  Лапчук Н.В.

Цель «Родительского университета» на 2025/2026 учебный год

Цель «Родительского университета» на 2025/2026 учебный год:

создание условий, способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка с приглашением приглашение узких специалистов на мероприятия;

организовать эффективное сотрудничество с законными представителями учащихся;

повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

формировать ценностно-смысловые основы родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

1 класс

 

2 класс

 

3 класс

 

4 класс

 

5 класс

 

6 класс

 

7 класс

 

8 класс

 

9 класс

 

10 класс

 

11 класс