Положение о проекте «Школа правового просвещения»

Общие положения

Школьный возраст является значимым периодом формирования правовой культуры. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него, и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор, зависит его гражданская позиция. Актуальной является необходимость разъяснять подросткам и их законным представителям, работникам учреждения права, обязанности и ответственность, которыми они обладают в соответствии с законодательством Республики Беларусь; осуществлять консультирование по правовым вопросам; оказывать содействие в определении форм устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; в организации досуга и занятости обучающихся.

Правовая культура общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Правовое воспитание — это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.

В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.

Основной целью проекта «Школа правового просвещения» (далее проект) является содействие созданию в учреждении образования эффективной системы правового воспитания и просвещения обучающихся, субъектов образовательного процесса, способствующей снижению уровня правонарушений и преступлений.

Основными задачами проекта являются:

1.     Правовое просвещение субъектов образовательных отношений.

2.     Координация деятельности педагогических работников по правовому просвещению и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних.

3.     Популяризация идей нормативных и правовых документов через проведение социально значимых акций, образовательных и творческих мероприятий.

4.     Формирование обучающихся потребности в безопасной жизнедеятельности и соблюдении правовых норм как основы способности противостоять вредным привычкам и негативным тенденциям.

5.     Организация эффективного взаимодействия всех заинтересованных структур и ведомств в работе с обучающимися, требующими особого педагогического внимания.

6.     Создание в учреждении образования социально безопасной среды для детей и подростков в рамках правового поля Республики Беларусь.

Проект реализуется в течение 2020 — 2021 годов.

 

Порядок реализации проекта.

  1. Проект реализуется в каждом учреждении образования области в соответствии с настоящим Положением.
  2. В работе проекта принимают участие (эксперты) заместители председателей комиссий по делам несовершеннолетних, сотрудники правоохранительных и судебных органов, прокуратуры, представители системы здравоохранения, отделов образования, спорта и туризма (отделов образования) администраций районов г.Гомеля, управления образования, социально-педагогических центров, студенты ВУЗов, обучающиеся по специализации юридического профиля и т.д.
  3. Мероприятия в рамках проекта проводятся в течение первой декады каждого месяца по теме, актуальной для учреждения образования или по предложенной тематике (приложение).
  4. Анонс о дате, месте и времени проведения мероприятия, приглашенном госте (эксперте) размещается на информационном стенде, официальном сайте учреждения образования не позднее первого числа каждого месяца.
  5. Информация о проведенном мероприятии размещается на официальном сайте учреждения образования в течение двух дней после его проведения.
  6. Форму проведения мероприятия, категорию аудитории

(учащиеся, законные представители, педагогические работники) определяет учреждение образования после согласования с приглашенным экспертом.

  1. Координаторами проекта являются государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования» (для учреждений общего среднего образования, учреждений образования областного подчинения), государственное учреждение образования «Гомельский областной социально-педагогический центр» (для социально-педагогических центров районов, г.Гомеля), учреждение образования «Гомельский государственный областной учебно-методический центр профессионального образования» (для учреждений профессионально- технического и среднего специального образования).

Приложение

Примерная тематика мероприятий в рамках проекта «Школа правового просвещения» (1-ая декада каждого месяца)

Месяц Тема
март Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья (к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом, 1 марта)
апрель Я выбираю здоровье (ко Всемирному дню здоровья, 7 апреля)
май Мы против жестокого обращения с детьми! Профилактика насилия в семье (ко Всемирному Дню семьи)
июнь Профилактика наркотической и алкогольной зависимости — залог здоровой нации
июль Противодействие торговли людьми и использованию рабского труда (ко Всемирному дню борьбы с торговлей людьми, 30 июля)
август Основные причины подростковой преступности и пути их решения
сентябрь Социально-психологическая профилактика суицидального поведения среди молодежи (ко Всемирному дню предотвращения суицидов)
октябрь Кибербуллинг как новая форма угрозы безопасности личности ребенка
ноябрь Стресс и стрессоустойчивость. Как повысить стрессоустойчивость подростков
декабрь Буллинг в подростковой среде: причины и последствия
январь Профилактика конфликтов в молодежной среде
февраль Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних