Рушники

Рушник (рус. полотенце, рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка, укр. рушник, белор. рушнік, уціральнік, болг. ръченик, пошь, рута, обрус, пешкир, тестемел, чевре, кесария, макед. рачник, пешкир, серб. пешкир, словен. rocnik, польск. ręcznik, чеш. ručnik, словацк. ručnik, карел. käspaikka) — полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных.

Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу).

Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине.

Изготовление и узоры

Рушник изготавливается из льняного (раньше — также из конопляного) полотна. Его традиционные размеры: 30—40 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину. Современные фабрики выпускают рушники разных размеров (обычно около 50 см в ширину и 180—200 см в длину). Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, браное ткачество, ленты.

В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные — символические петухи, куры, лебеди, утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные — дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические — ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры; а также бытовые, антропоморфные и культовые в разных сочетаниях. До XVIII—XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение. Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников являются красный (разных оттенков: «алый», «рудый», «кирпичный», «малиновый», «огневой», «чермный», «червленый», «маковый», «багряный», «вишнёвый») и белый, имевшие изначально своё значение в языческой народной культуре Руси. Изучением и подробным анализом вышивки на рушниках занимались многие исследователи, в частности академик Б. А. Рыбаков, Г. А. Григорьева, Е. Моисеенко и другие.

Полезные ссылки:

Список литературы (скачать)

Просмотреть
  1. 1Агеева Л. Я., Зимина З. И. Асколкі дахрысціянскай пісьменнасці. Роднае слова. 1999. № 12.
  2. Кацар М. С. Беларускі арнамент. Мн., 1996.
  3. Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи. М.; 2001.
  4. Фадзеева В. Я. Беларускі ручнік. Мн., 1994.
  5. Народный орнамент как исторический феномен .Л. Е. Агеева, Мн., 2019.
  6. Ручнікі ў паўсядзенным жыцці в. Азярыны Жыткавіцкага раёна Ільеня, А. С., Мн. 2016
  7. Лабочевская, О. А. Связь времен — белорусский рушник / О.А Лобачевская. — Минск: Беларусь, 2002.
  8. Купрэева Ю.С. Традыцыі ў сучасным ткацтве і вышыўцы беларуска-ўкраінскага памежжа. / Ю.С. Купрэева // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Выпуск 5 / Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі: навуковы рэдактар А.І. Лакотка. — Мінск: Права і эканоміка, 2008
  9. Фадзеева, В.Я. Беларускі ручнік / В.Я. Фадзеева. — Мінск: Полымя, 1994.
  10. Купрэева Ю.С. Гістарыяграфія народнага ткацтва і вышыўкі ўсходняй часткі беларуска-ўкраінскага памежжа ў ХХ- пачатку ХХI ст. / Ю.С. Купрэева // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Выпуск 5 / Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі: навуковы рэдактар А.І. Лакотка. — Мінск: Права і эканоміка.
  11. 11. Лапацін, Г. З вопыту вывучэння традыцый абыдзеных тканін. // Традыцыі матэрыяльнай і духоўнай культуры Усходняга Палесся: праблемы вывучэння і захавання ў постчарнобыльскі час. Гомель 2006.
  12. Нечаева, Г. Тексты текстиля. Композиция: орнамент рушника и фольклорный текст. // Нацыянальнае і агульначалавечае ў славянскіх літаратурах. Матэрыялы міжнароднай навуковай канферэнцыі. Гомель, 2007.
  13. Нячаева, Г. Чытаць узоры ручніка. // Мастацтва. 2007, №8.17.Нячаева, Г. Арнаментальны знак “ромб” i яго асацыятыўныя мясцовыя назвы. //VIII Навуковыя чытаннi, прысвечаныя С.Некрашэвiчу. Зборнік навуковых артыкулаў у 2-х частках. Ч. 2. Гомель, 2007.
  14. Дробушевский, А., Нечаева, Г. «Иранский компонент» у северян и особенности этнографических тканей междуречья Сожа – Ипути. // Российско-Белорусско-Украинское пограничье: проблемы формирования единого социокультурного пространства – история и перспективы. Брянск, 2008.
  15. Нячаева Г.Р. Вопыт вывучэння арнаменту на адзенні ў сувязі з мясцовай традыцыйнай тэрміналогіяй (калекцыя кашуль вёскі Неглюбка і алфавіт яе нназваў для асобных арнаментальных элементаў). // Нацыянальны касцюм у сучаснай сацыякультурнай прасторы. Мн., 2008.
  16. Нечаева, Г. «Арнамент як тэкст – у этнакантэкст!» // Культура, №5, 31.01.2009.
  17. Нечаева, Г. О семантическом сопоставлении композиций заговорных текстов и орнамента рушников. Неглюбская и Приснянская традиции. // Аўтэнтычны фальклор: праблемы вывучэння, захавання, пераймання. Минск, 2009.