Материалы

Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году
Закон о медиации

Школьная медиация как основа позитивного взаимодействия участников образовательного процесса
Школьники и служба медиации

ЧЕМ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ

 МОЖЕТ ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКАМ

  • Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
  • Научиться убеждать других словами, а не силой.
  • Участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности.
  • Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.
  • Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
  • Помогать другим мириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).
  • Начать осваивать новую профессию-медиатор, получать уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.
  • Лучше понимать сверстников и взрослых.
  • Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
  • У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
  • Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, восстановить хорошие отношения с ребятами, родителями и педагогами, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации острых конфликтов и правонарушений.

ЧТО ШКОЛЬНИКИ МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ

  • Осваивать переговорные техники и восстановительные программы.
  • Помогать друзьям, сверстникам и родителям в примирении.
  • Рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения.

Отношения в классе

Служба примирения стремится к конструктивным отношениям в классе, основанным на понимании и взаимной поддержке. При этом надо отметить, что концентрация власти в руках нескольких (даже «положительных») учеников увеличивает риск применения насилия к отличающимся от большинства. Поэтому мы говорим не о формировании «команды класса» во главе с сильным лидером, а скорее, о становлении мини-сообщества понимающих и поддерживающих других одноклассников, сообщества, в котором подростки видят проблемы друг друга и стараются, по возможности, помогать в их решении. То есть служба примирения поддерживает доверительные отношения в классе и не передает власть маленькой группе.

Помимо работы с конфликтами сотрудники службы примирения могут проводить тренинги и обучающие занятия со школьниками по разрешению конфликтов и восстановительной коммуникации.

Родители и служба медиации

ЧЕМ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ

  • Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними (в случае конфликта ребенка и взрослого при проведении медиации обязательно участие взрослого медиатора).
  • Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем.
  • Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией.
  • Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 

Родителям, в первую очередь, надо поддерживать своих детей в их стремлении научиться разрешать конфликты конструктивным способом; могут поддерживать положительные изменения в детях после медиации, в классе и школе в результате деятельности службы медиации.

Педагоги и служба медиации

ЧЕМ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ

МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПЕДАГОГАМ

  • Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
  • Конфликты используются в качестве воспитательной функции, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
  • Происходит восстановление душевного равновесия в школе.
  • Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
  • Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
  • Происходит освоение восстановительного подхода для поддержания порядка в детской среде.
  • Укрепляется роль школьного самоуправления.

Опасения учителей, высказываемые ими.

  • «Дети не могут сами разрешать конфликты».

Действительно, без подготовки не могут. Но, как показывает практика, прошедшие обучение подростки в роли медиаторов гораздо лучше понимают своих сверстников и справляются со многими сложными ситуациями (многомесячные прогулы, конфликты учитель – ученик, конфликты между детьми разных национальностей и пр.).

  • «Программа примирения приучает нарушителей к безответственности».

Главный вопрос программы – личная ответственность обидчика перед жертвой. И если стороны сами пришли к соглашению, то, скорее всего, они его выполнят. В случае отказа нарушителя от заглаживания вреда или неудовлетворенности жертвы дело передается в традиционные  структуры (педсовет, совет по профилактике правонарушений и пр.). То есть программа примирения является альтернативной существующим способам реагирования.

  • «Школьникам опасно давать в руки власть. Они используют ее в своих целях».

Каждый подросток стремится к самоутверждению, и это его естественное желание. Но чтобы это стремление не вышло за этические границы, службу курирует взрослый медиатор, помогающий в сложных случаях, обсуждая результаты проведенных программ.

  • «Участники встречи могут отомстить медиатору».

Если медиатор не будет сохранять нейтральность и учитывать интересы обеих сторон, теоретически такая опасность существует. Поэтому медиаторы работают только при добровольном согласии сторон и не выносят каких-либо решений. В сложных случаях предполагается участие взрослого.

  • «Школьники будут легко относиться к конфликтам: «извинился – и пошел дальше».

Восстановительная медиация строится таким образом, чтобы максимально способствовать осознанию причиненной обиды и предупреждению повторения подобного в будущем. Участие в медиации требует от участников душевных усилий, пересмотра своих взглядов и изменения своего поведения в дальнейшем. И этим медиация отличается от формального краткого извинения, которое обычно мы слышим в кабинете директора.

Многие конфликты учителя способны разрешать сами. Но особая ценность заключается в том, что большую часть конфликтов будут разрешать сами школьники путем переговоров.

Возможности педагогов в развитии восстановительной культуры школы

  1. Передавать конфликты в службу примирения, даже если они могут разрешить их сами.
  2. Самим педагогам необходимо осваивать восстановительные практики и коммуникативные техники. Особенно это важно для учителей начальных классов, где их авторитет высок и, скорее всего, сами учителя будут медиаторами в своих классах.
  3. Дополнять воспитательную работу элементами восстановительных практик.
ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ
  1. Восстановительная функция службы медиации

Служба медиации способствует:

— восстановлению состояния пострадавшего, нормализации отношения к нему в классе, возмещению причиненного ему вреда и т.д.;

— восстановлению обидчика в сообществе, то есть прекращение его клеймения. При негативном отношении к правонарушению (а не к самому обидчику) служба медиации поддерживает действия обидчика, направленные на исправление причиненного вреда. Служба помогает налаживанию отношений с родителями, педагогами, ровесниками;

— восстановлению отношений между обидчиком и пострадавшим. Не обязательно между ними восстановятся дружеские отношения (хотя и такое случается), но важно, чтобы поддерживались отношения без подозрительности, вражды, отчужденности, без припоминания конфликта;

— нормализации отношений в школьном сообществе (прекращение слухов, неприязни, недоверия, взаимных упреков и припоминаний прошлых обид).

 

  1. Образовательная функция службы

Медиаторы (и взрослые, и школьники) на тренингах и в практических ситуациях учатся налаживать контакт, организовывать сложную коммуникацию по проблемным вопросам, понимать чувства и состояния людей, побуждать окружающих к ответственному поведению, снижать эмоциональный накал и т.д. Навыки переговорщика медиатор может использовать не только в службе примирения, но и в своей семье, в общении с друзьями, в личной жизни. Где бы медиаторам ни пришлось работать в будущем, им пригодятся навыки организации сложной коммуникации.

Компетенция, приобретенная подростками в школьных службах медиации, уникальна. Ни один тренинг по толерантности или навыкам общения не сможет сравниться с участием в разрешении конфликта сверстников, то есть в реальной, значимой для него и других ситуации, где обе стороны считают себя правыми, и надо помочь им самим найти выход. Участники конфликта получают опыт новой, конструктивной коммуникации, могущей оказаться полезной для их дальнейшей жизни.

Службу медиации можно рассматривать и как повышение квалификации педагогов через освоение ими способов конструктивной коммуникации, умение управлять конфликтами и использовать их в воспитательных целях, через организацию и поддержку детских сообществ.

Служба медиации способствует созданию безопасной атмосферы в школе, следовательно, меньше времени тратится на поддержание дисциплины, у учащихся появляется больше доверия к учителям, а более спокойная обстановка способствует концентрации на учебе.

 

  1. Воспитательная функция службы

Служба медиации может стать важным звеном воспитательного процесса в школе.

В ходе индивидуальных встреч с медиатором, представляющих совместную встречу, стороны конфликта учатся строить коммуникацию и понимать себя и других. Многие подростки в следующих подобных ситуациях применяют полученные ими на медиации навыки, не давая конфликту разгореться.

В нашем обществе не принято спокойно говорить о чувствах, поэтому люди часто их не высказывают, а выражают в виде оскорблений, упреков, жестов вплоть до применения силы. Медиатор помогает сторонам конфликта достаточно спокойно осознать свои чувства, назвать их («стыд», «страх», «обида» и пр.), избавиться от их негативного влияния, понять и справиться с ними, причем не на тренинге, а в значимой для человека ситуации конфликта.

Подросток в ходе медиации учится принимать на себя ответственность. Нередко родители решают за него все сложные ситуации, в итоге он не может решить даже простые ситуации или совершает разрушительные действия, не думая о последствиях и ответственности. На медиации, если подросток нанес ущерб и родители его возместили, медиатор задает подростку вопросы о его ответственности и личном вкладе в исправление вреда. Медиатор спрашивает родителей, активно берущих ответственность на себя, действительно ли они хотят все время исправлять ошибки за своего ребенка, и что подросток будет делать, когда станет взрослым и родители не смогут выручать его из сложных ситуаций?

На медиации проводится анализ произошедшего с различных точек зрения и разных позиций. Медиатор подробно обсуждает с подростком случившееся: как событие разворачивалось во времени, к каким последствиям привело, как к этому отнеслись разные люди (родители, друзья, учителя), какие чувства испытывал он и остальные участники, что, на его взгляд, чувствует и хочет вторая сторона конфликта, какие он видит выходы из ситуации.

Медиатор затрагивает вопрос планирования подростком своего будущего, для чего специально обсуждает способы избегания повторения подобного. В этот момент возникают и другие вопросы, например: «как научиться контролировать свою агрессию?», «как научиться говорить «нет» в ответ на групповое давление?»,  то есть подросток сам формирует запрос на работу с психологом или другим специалистом.

Медиатор помогает обеим сторонам конфликта лучше узнать друг друга (кто что любит, чем интересуется, что для кого представляется значимым и что беспокоит), увидеть друг в друге положительные стороны личности, человеческие черты.

Для ребенка – участника конфликта  происходит «обучение» новым, не известным ему прежде способам рассмотрения ситуации, разговорам, формам взаимодействия с другими людьми, содержанию обсуждаемых вопросов – и все это группируется вокруг того, что получает название «восстановительного способа разрешения конфликта». Если подобные способы работы с конфликтными ситуациями закрепляются в школьной среде, они постепенно осваиваются подростками и становятся одновременно  элементами, формирующими восстановительную культуру школы.

Медиация имеет воспитательный эффект для школьников-медиаторов, которые помогают участникам конфликта услышать и понять друг друга, увидеть ситуацию с разных сторон, в споре использовать не силу, а коммуникацию.

  1. Профилактическая функция службы

Профилактику правонарушений часто связывают с лекциями о правильном поведении или с досуговой занятостью подростка, «чтобы без дела не шатался». Возможно, эти способы дают свой результат, но на наш взгляд, профилактика заключается в следующем.

Практически не бывает так, чтобы у ребенка в школе все было хорошо, и вдруг он совершил правонарушение. В большинстве случаев этому предшествовал долгий «шлейф» событий, на которые взрослые или «закрывали глаза», или, действительно, ничего о них не знали. Поэтому работа по налаживанию взаимопонимания и исправлению негативных последствий тех или иных поступков должна проводиться по ситуациям, которые взрослыми еще не переведены в ранг «серьезных». То, что взрослый может считать несущественным, для ребенка и подростка может оказаться очень важным. А скрытые от взрослых ситуации и конфликты замечают и помогают решить школьники-медиаторы.

Служба медиации, используя восстановительные программы, не дает конфликту перейти в острую фазу, разрастить и вовлечь в него новых участников.

Получая «обратную связь» о последствиях своих действий и реакцию на это других, ребенок учится предвидеть последствия слов, поступков и корректировать их.